Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»



Принята на заседании педагогического совета

протокол № ____

от ________ 2018



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № 10»

_________ Мослов А.С.

приказ № ____

от ________ 2018







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Я и все-все-все»



Направление: социальное

Возраст учащихся: 6,5 – 10 лет

Срок реализации: 4 года (32 часа)





Составитель

Соболева Н.В.,

педагог-психолог

высшая квалификационной категории










р/п Гидроторф 2018 г.






Раздел 1. Пояснительная записка



Рабочая программа внеурочной деятельности «Я и все – все - все» для 1-4 класса разработана в соответствии с образовательной программой НОО МБОУ СОШ №10 на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2016г.

Рабочая программа для 1-4 класса разработана в соответствии с:

- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

-Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12.2015 г. № 1576) (далее - ФГОС НОО), основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577) (далее - ФГОС ООО) и среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578) (далее - ФГОС СОО);

- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

-Планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10»;

-Календарным учебным графиком.

- Примерной программой по психологии.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа «Я и все-все-все» имеет социальное направление.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Актуальность данной программой психологических занятий в начальной школе заключается в том, что она направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. В этом и заключается востребованность программы «Я и все-все-все». Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 - осознание себя с позиции школьника;

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

-  умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель психологических занятий: способствовать формированию и сохранению психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

        Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

6. Формировать терпимость к мнению собеседника.

7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

        

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

              

1.Введение в тему.

 2.Развёртывание темы.

 3.Индивидуализация темы.

 4.Завершение темы

                

Формы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия и занятия со всем классом. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.


Сроки реализации программы «Я и все-все-все»: 4 года (1-4 класс).

Программа рассчитана на 32 учебных часа, из расчёта 0,2 час в неделю или по 8 часов в каждом классе в год.


Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я и все-все-все»

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.


Ожидаемые результаты реализации программы:


- расширение сферы потребностей личности обучающихся,

-децентрация личности обучающихся,

-наличие адекватной дифференцированной самооценки,

-умение согласовать усилия по достижению цели с партнерами.


Формы контроля

В силу специфики предмета полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на две группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием) и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.


Диагностическое исследование личностных и коммуникативных УУД    проходит в конце учебного года. Можно использовать следующие методики: «Дерево», Лесенка самооценки, «Что такое хорошо и что такое плохо», «Рукавички», «Сапожок», «Ковер» и др.   

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.


Раздел 3. Тематическое планирование

1 класс

п/п

Дата

(число, месяц, год)

Содержание (тема занятия)

Количество часов

Примечание



Я- школьник



1


«Зачем мне нужно ходить в школу»

1

Создать условия для сближения детей друг с другом, сплочения группы, развивать

2


Я в школе. Мой класс

1

Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности

3


Мои друзья в классе


Развивать интерес к другим людям

4


Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».


Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности.



Мои чувства


5


Знакомство с эмоциями. Радость.

Грусть


Учить выражать свое эмоциональное состояние радости и печали и понимать его у других. Познакомить детей с понятием эмоции и способами их выражения.

6


Страх. Как справиться со страхом.


Учить выражать свое эмоциональное состояние страха и удивления

7


Знакомство с эмоциями. Гнев. С какими чувствами он дружит?


Учить выражать свое эмоциональное состояние гнева и понимать его у других. Познакомить детей с понятием эмоции и способами их безопасного выражения.

8


Может ли гнев принести пользу


Учить различать эмоциональные ощущения. Способствовать пониманию опасного и безопасного способа выражения эмоций




Итого 8 занятий




2 класс

п/п

Дата

(число, месяц, год)

Содержание (тема занятия)

Количество часов

Примечание



Я фантазер


1


Я второклассник.

Что интересно второкласснику?

1

Создать условия для сближения детей друг с другом, сплочения группы, развивать интерес к самопознанию

2


Школа моей мечты - какая она?

Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?

1

Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности.

3


Ложь.

Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.


1

Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности.

4


Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив!


1

Развивать умение понимать себя и других, продолжать учить анализировать особенности своей личности.

5


Что такое лень и откуда она берётся?


1

Учить анализировать свое поведение

и особенности личности

6


Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?»

1

Учить анализировать свое поведение

и особенности личности

7


Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?


1

Учить детей понимать позиции других сторон конфликта. Развивать способность к децентрации. Развивать у детей навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить с другими.

8


Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

1

Учить детей правилам позитивного социального поведения во время общения для избегания конфликта. Показать важность способности ладить с другими.




Итого 8 занятий



3 класс

п/п

Дата

(число, месяц, год)

Содержание (тема занятия)

Количество часов

Примечание



Умение владеть собой


1.


 Умение владеть собой. Что это значит?..


1

Создать условия для сближения детей друг с другом.

Учить анализировать собственную внешность и особенности личности, учить видеть изменения и во внешности, и в личности.

2.


Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным

1

Совершенствовать навыки самоанализа.

Учить анализировать собственное поведение.

Учить приемлемым способам избавления от вредных привычек.



Оценка человеческих поступков и отношений


3.


Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?


1

Учить детей осознавать свои способности и возможность саморазвития.

Формировать у детей желание развивать свои способности.

4.


Конфликт. Как он возникает?

1

Учить детей понимать позиции других сторон конфликта. Развивать способность к децентрации. Развивать у детей навыки позитивного социального поведения, показать важность способности ладить с другими.

5.


Моё поведение в трудных ситуациях

1

Учить детей правилам позитивного социального поведения во время общения для избегания конфликта. Показать важность способности ладить с другими.



Что такое сотрудничество?



6


Сотрудничество

1

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: общение с уважением личности другого человека (как сделать замечание, комплимент, отношение людей к лести).

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

7


Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?  

1

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

8


Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?


1

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.




Итого 8 занятий





4 класс


п/п

Дата

(число, месяц, год)

Содержание (тема занятия)

Количество часов

Примечание



Мои силы, мои возможности



1


Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле?

1

Учить выделять черты характера у себя и других, видеть свои сильные и слабые стороны. Совершенствовать навыки самоанализа.

2


Что нужно для успеха?


1

Помочь детям в осознании своих возможностей и способностей; развивать желание преодолевать неумение и развивать стремление самосовершенствоваться.

3


Мой выбор, мой путь.

1

Помочь детям в осознании своих возможностей и способностей

4


Мой внутренний мир

1

Учить понимать эмоциональное состояние сверстника.

Развивать умение слушать собеседника.



Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?



5.


Кто такой свободный человек?

1

Продолжать знакомить с моральными правилами поведения: право человека на собственное мнение, интересы, отношение к способам психологического давления.

Формировать понимание значимости другого человека и его интересов.

6.


Права и обязанности школьника

1

Формировать понимание значимости проявления чувства стыда, способствовать совершению действия по совести в ситуации морального выбора.

7.


Конфликты

1

Способствовать развитию интереса детей к размышлениям об общечеловеческих ценностях. Совершенствовать навыки самоанализа.

8.


Как можно разрешать конфликты мирным путём?


1

Формировать умение проявлять моральные качества: внимание к мнению и интересам другого человека, умения уступить, отстоять свои интересы в ходе сотрудничества.




Итого 8 занятий








Раздел 4.Содержание курса внеурочной деятельности «Я и все-все-все»

Первый класс

Раздел 1.Я школьник (5 часов)

Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

Раздел 2. Мои чувства (3 часа)

Радость. Грусть. Страх. Страх. Как справиться со страхом. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.

Второй класс

Раздел 1. Я – фантазёр (3часа)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Ложь.

Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (3часа)

Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3 Я и мои друзья  (2часа)

Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?

Третий класс

Раздел 1.Умение владеть собой (2 часа)

        Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.

Раздел 2. Оценка человеческих поступков и отношений (3 часа)

         Какие привычки можно назвать полезными,  а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3 Что такое сотрудничество? (3 часа)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы). Что значит понимать другого и как можно  этому научиться?  Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?

                        

Четвёртый класс

Раздел 1. Мои силы, мои возможности (4 часа)

Мои способности. Что такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор, мой путь. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим.

Раздел 2. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (4 часов)

Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется? Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».  Что такое « право на уважение»? Как  я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

                                                                 

Раздел 5. Организационно – педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН для организации учебного процесса.


Форма проведения занятий: аудиторная.

Занятия проводятся в групповой форме или со всем классом.

Форма обучения: очная.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагает:

дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и ребёнка.

Кадровое обеспечение

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная


Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников, оказание консультативной и методической помощи учителям.

Педагог-психолог школы

Изучает документально-нормативную базу, использует новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обеспечивает взаимодействие с родителями (законными представителями)



Материально-технические условия реализации программы


  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

  6. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

1.«Азбука мудрости» под редакцией

2.Белопольская И.Л. «Азбука настроений», М., Когито-центр, 1994

3.Вачков И.В. «Психологическая азбука для первоклассников» г.»Школьный психолог», № 14,2000

4.«Воспитательная практика: изучение эффективности» под редакцией Е.Н.Степанова, М., Творческий центр, 2000

5.Дубровина И.В. «Психология для 3-11 классов», М.,2007

6.ахаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка», М., 1989

7.Захаров А.И. «Как преодолеть страх у детей», М., 1989

8.Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. «Азбука общения», С.- П., 1998,

9.Казанский О.А. «Игры в самих себя», М., 1994

10.«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова, М., «Просвещение», 2008.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, Академия развития, 1996

11.Козлова С.Я. «Я - Человек» (программе социального развития ребенка ), М., 1999

12.Кривцова С. «Жизненные навыки», г.»Школьный психолог», 314, 2000

13.Лаврентьев Л.И., Куликов Н.И, Ерина И.Э. «Школа и нравственное воспитание личности», М.,1998

14.Ладыженская Т.А. «Детская риторика», М. «Просвещение», 1999

15. Лопатина А., Скребцова М. «Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга 5. Азбука мудрости», М., Сфера, 1999

16. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», М., Сфера, 1996

17.Пахомова О. и др. «Психология 2 класс. Драка с разных точек зрения», 1995

18.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.. «Толковый словарь русского языка», М.,2000

19.Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса», М., «Народное образование», 2000,

20.Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», М., 2003,

21.Слободяник Н.П. «Шаг навстречу», М., Айрис-пресс,2004.

22.Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой», М.,2003,

23. «Хрестоматия для маленьких», составитель Богомолова А.А., М., «Просвещение», 1976

24. Хухлаева О.В. «Лесенка радости», М., Совершенство, 1998

25.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему я», М.,»Генезис», 2006

26.Чистякова Г.И. «Психогимнастика», М., Просвещение, Владос, 1990

27.Шитякова Н. , Феоктистова Т.. «Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников», ж. «Д. воспитание» № 6 1999г.

28. Щуркова Н.Е. «Программа воспитания школьника», М.,2001,


Перечень цифровых образовательных ресурсов

для начальной школы

для использования в образовательном процессе в МБОУ СОШ № 10


Перечень основных поисковых систем сети Интернет

  1. www.google.ru

  2. www.rambler.ru

  3. www.yandex.ru

  4. www.nigma.ru

 

Коллекции электронных образовательных ресурсов

1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru

4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/

7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru

8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru

 


Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/

6. Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/

7. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/

8. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

9. Школьный портал http://www.portalschool.ru

10. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru

11. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru

12. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

13. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru

14. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября»http://www.math.1september.ru

15. Математика в школе – консультационный центр http://www.school.msu.ru

16. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www.rus.1september.ru

17. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru

18. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного порталаhttp://www.musik.edu.ru

19.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

20. Учительская газета www.ug.ru

21. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

22. Газета «1 сентября» www.1september.ru

23. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru

20. Сеть творческих учителей www.it-n.ru

24. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru

25.  Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРОwww.maro.newmail.ru

26. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru

27. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»www.sch2000.ru

28. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru

29. Сайт издательства «Вентана-Граф www.vgf.ru

30. Сайт издательства «Академкнига/Учебник www.akademkniga.ru

31. сайт издательства «Дрофа» www.drofa.ifabrika.ru

32. ИКТ в начальной школе  http://www.nachalka.com/ikt_23

33. «4 ступени»- клуб учителей начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/135-n4

34. Уроки Кирилла и Мефодия http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8

35. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/

36. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

37. Справочник классного руководителя www.klass.resobr.ru

38. Конструктор учебных ресурсов и сценариев www.cit.mart.spb.ru

39. Педсовет http://pedsovet.org

40. ПЕДОПЫТ.РУ. www.pedopyt.ru

16