Приложение № 33
Утверждена
в составе ООП СОО
Приказ МБОУ «СОШ №10»
от №
Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»
для 10-11 классов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Выпускник научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую
терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические
вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры.
Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Список лабораторных и практических работ
Роль ферментов в клетке
Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов.
Движение цитоплазмы
Кристаллические включения растительной клетки.
Явления плазмолиза и деплазмолиза
Вегетативное размножение комнатных растений
7. Строение половых клеток.
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс (34 ч.)
№ |
|
Кол- |
Тема урока |
во |
|
урока |
||
|
часов |
|
|
|
|
|
Введение - 2ч |
|
|
|
|
1. |
Биология как наука, предмет. Методы изучения в биологии. |
1 |
|
Общебиологические закономерности. |
|
|
|
|
2. |
Биологические системы и их свойства. |
1 |
|
|
|
|
Тема 1. Химическая организации клетки 14ч |
|
1. |
Клетка - элементарная единица живого. |
1 |
|
|
|
|
|
|
2. |
Клеточная теория, еѐ основные положения. |
1 |
|
|
|
|
|
|
3. |
Химическая организация живого вещества. Макро- и микроэлементы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
4. |
Вода, еѐ химические свойства и биологическая роль. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Соли неорганических кислот. Роль катионов и анионов в обеспечении |
1 |
5. |
процессов жизнедеятельности. |
|
|
|
|
6. |
Органические молекулы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
7. |
Белки, их структурная организация, свойства. |
1 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Функции белков |
1 |
|
|
|
|
|
|
9. |
Углеводы, их строение. |
1 |
|
|
|
|
|
|
10. |
Функции углеводов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
11. |
Жиры, особенности строения и функции. |
1 |
|
|
|
|
|
|
12. |
Нуклеиновые кислоты. ДНК - уровни структурной организации. |
1 |
|
|
|
|
|
|
13. |
РНК, структура и функции. |
1 |
|
|
|
|
|
|
14. |
Обобщение и повторение материала |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Органоиды клетки и их функции - 5ч |
|
|
Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Строение |
1 |
1. |
мембраны. |
|
|
|
|
2. |
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. |
1 |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Клеточное ядро. Строение, функции. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Обобщение материала |
1 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Обмен веществ в клетке - 13ч |
|
|
||
1. |
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
АТФ - аккумулятор энергии. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Энергетический обмен. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
Этапы энергетического обмена. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
Третий этап энергетического обмена. Гидролиз. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
Пластический обмен. Биосинтез белков. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
Генетический код, свойства. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
Транскрипция, трансляция - сущность и механизм процесса. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эволюция способов питания клеток. Автотрофные и гетеротрофные |
|
|
||
9. |
организмы. Строение хлоропластов. |
1 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
Световая и темновая фазы фотосинтеза. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Организмы-хемосинтетики и их роль в природе. |
1 |
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
Взаимосвязь энергетического и пластического обменов. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Обобщение и повторение материала |
1 |
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 класс (34 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
|
Тема урока |
Кол-во |
|
|
урока |
|
|
часов |
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
Тема 1. Размножение и индивидуальное развитие организмов –13ч |
|
|
||
1. |
|
Гипотезы происхождения многоклеточных организмов. Формы размножения |
1 |
|
||
|
|
организмов. Их значение в природе. |
|
|
||
|
|
|
|
|
||
2. |
|
Деление соматических клеток путѐм митоза. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
||
3. |
|
Строение хромосом. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4. |
|
Периоды образования половых клеток. |
1 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Мейоз. Половое размножение. |
1 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Сравнительная характеристика фаз митоза и мейоза. |
1 |
|
|
|
|
|
|
7. |
Двойное оплодотворение у растений. |
1 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Онтогенез растений и животных. |
1 |
|
|
|
|
|
|
9. |
Жизненные циклы. |
1 |
|
|
|
|
|
|
10. |
Влияние факторов среды на онтогенез у человека. |
1 |
|
|
|
|
|
|
11. |
Постэмбриональное развитие. |
1 |
|
|
|
|
|
|
12. |
Непрямое развитие и значение его в эволюции. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Процессы старения. Факторы продолжительности жизни. (На местном |
1 |
13. |
материале). |
|
|
|
|
|
Повторение и обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие |
|
14. |
организмов» |
|
|
|
|
|
Тема 2. Основные закономерности наследования - 20ч |
|
|
|
|
1. |
Становление генетики как науки. Основные генетические понятия. |
1 |
|
|
|
|
|
|
2. |
Г. Мендель - основоположник генетики. |
1 |
|
|
|
|
|
|
3. |
Моногибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
|
|
|
4. |
Анализирующее скрещивание. |
1 |
|
|
|
|
|
|
5. |
Дигибридное и полигибридное скрещивание. |
1 |
|
|
|
|
|
|
6. |
Цитологические основы закона независимого наследования признаков. |
1 |
|
|
|
|
|
|
7. |
Сцепленное наследование генов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
8. |
Генетика определения пола. |
1 |
|
|
|
|
|
|
9. |
Хромосомная теория наследственности. |
1 |
|
|
|
|
|
|
10. |
Практическое занятие. Решение задач. |
1 |
|
|
|
|
|
|
11. |
Взаимодействие и множественное действие генов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
12. |
Основные формы изменчивости. |
1 |
|
|
|
|
|
|
13. |
Модификационная изменчивость. |
1 |
|
|
|
|
|
|
14. |
Построение вариационного ряда и кривой. |
1 |
|
|
|
|
|
|
15. |
Мутационная изменчивость. |
1 |
|
|
|
|
|
|
16. |
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. |
1 |
|
|
|
|
|
|
17. |
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. |
1 |
|
|
|
|
|
|
18. |
Наследственные болезни человека. |
1 |
|
|
|
|
|
|
19. |
Повторение и обобщение |
1 |
|
|
|
|
|
|
20. |
Обобщение и повторение материала по курсу |
1 |
|
|
|
|
|
|