Приложение № 33


Утверждена


в составе ООП СОО


Приказ МБОУ «СОШ №10»

от №





Рабочая программа элективного курса


«Подготовка к ЕГЭ по биологии»


для 10-11 классов



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностные результаты освоения учебного предмета:


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных


жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;


готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;


готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;


принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;


неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.





Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):


российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;


уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);


формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;


воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих



Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:


гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;


признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,


осознание своего места в поликультурном мире;


интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;


готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,


затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;





приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;


воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;


готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,


ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:


нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,


толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,


ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;


формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности



милосердия и дружелюбия);


развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,


взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:


мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;


готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;





экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;


эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:


ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;


положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.


Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:


уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,


осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;


готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;


потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,


добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;


готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:


физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).






самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,


собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;


ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,


оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


  1. Познавательные универсальные учебные действия


Выпускник научится:


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать



использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;


находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;


выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;


выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;





менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;


при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);


координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;


развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных


(устных и письменных) языковых средств;


распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты освоения учебного предмета:


Выпускник научится:


раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;


понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;


понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;


использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;


формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;


сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;





приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);


распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;


распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;


описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;


объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;


классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);


объяснять причины наследственных заболеваний;


выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде


обитания и действию экологических факторов;


составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);


приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;


оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;


представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;


оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;


объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;


объяснять последствия влияния мутагенов;


объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Выпускник получит возможность научиться:


давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;





характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное


использование в практической деятельности;


сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);


решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту


первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;


решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а


также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для


многоклеточных организмов);


решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы


моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую


терминологию и символику;


устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме


родословной, применяя законы наследственности;


оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать


возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических


объектов и целых природных сообществ.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Биология как комплекс наук о живой природе


Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.


Биологические системы как предмет изучения биологии.


Структурные и функциональные основы жизни


Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические


вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры.


Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.


Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.


Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.




Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.


Организм


Организм — единое целое.


Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.


Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.


Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.


Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.


Этические аспекты в области медицинской генетики.


Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.


Мутагены, их влияние на здоровье человека.


Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.


Список лабораторных и практических работ


  1. Роль ферментов в клетке


  1. Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов.


  1. Движение цитоплазмы


  1. Кристаллические включения растительной клетки.


  1. Явления плазмолиза и деплазмолиза


  1. Вегетативное размножение комнатных растений


7. Строение половых клеток.


  1. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс (34 ч.)




Кол-

Тема урока

во

урока


часов




Введение - 2ч





1.

Биология как наука, предмет. Методы изучения в биологии.

1


Общебиологические закономерности.





2.

Биологические системы и их свойства.

1





Тема 1. Химическая организации клетки 14ч


1.

Клетка - элементарная единица живого.

1






2.

Клеточная теория, еѐ основные положения.

1






3.

Химическая организация живого вещества. Макро- и микроэлементы.

1






4.

Вода, еѐ химические свойства и биологическая роль.

1







Соли неорганических кислот. Роль катионов и анионов в обеспечении

1

5.

процессов жизнедеятельности.





6.

Органические молекулы.

1






7.

Белки, их структурная организация, свойства.

1






8.

Функции белков

1






9.

Углеводы, их строение.

1






10.

Функции углеводов.

1






11.

Жиры, особенности строения и функции.

1






12.

Нуклеиновые кислоты. ДНК - уровни структурной организации.

1






13.

РНК, структура и функции.

1






14.

Обобщение и повторение материала

1







Тема 2. Органоиды клетки и их функции - 5ч



Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Строение

1

1.

мембраны.





2.

Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

1










3.


Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.

1















4.


Клеточное ядро. Строение, функции.

1















5.

Обобщение материала

1

















Тема 3. Обмен веществ в клетке - 13ч



1.


Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1















2.


АТФ - аккумулятор энергии.

1















3.


Энергетический обмен.

1















4.


Этапы энергетического обмена.

1















5.


Третий этап энергетического обмена. Гидролиз.

1















6.


Пластический обмен. Биосинтез белков.

1















7.


Генетический код, свойства.

1















8.


Транскрипция, трансляция - сущность и механизм процесса.

1

















Эволюция способов питания клеток. Автотрофные и гетеротрофные



9.

организмы. Строение хлоропластов.

1








10.


Световая и темновая фазы фотосинтеза.

1













11.

Организмы-хемосинтетики и их роль в природе.

1













12.


Взаимосвязь энергетического и пластического обменов.

1













13.

Обобщение и повторение материала

1
















11 класс (34 ч.)












Тема урока

Кол-во


урока



часов














Тема 1. Размножение и индивидуальное развитие организмов –13ч



1.


Гипотезы происхождения многоклеточных организмов. Формы размножения

1




организмов. Их значение в природе.








2.


Деление соматических клеток путѐм митоза.

1







3.


Строение хромосом.

1













4.


Периоды образования половых клеток.

1



















5.

Мейоз. Половое размножение.

1






6.

Сравнительная характеристика фаз митоза и мейоза.

1






7.

Двойное оплодотворение у растений.

1






8.

Онтогенез растений и животных.

1






9.

Жизненные циклы.

1






10.

Влияние факторов среды на онтогенез у человека.

1






11.

Постэмбриональное развитие.

1






12.

Непрямое развитие и значение его в эволюции.

1







Процессы старения. Факторы продолжительности жизни. (На местном

1

13.

материале).






Повторение и обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие


14.

организмов»






Тема 2. Основные закономерности наследования - 20ч





1.

Становление генетики как науки. Основные генетические понятия.

1






2.

Г. Мендель - основоположник генетики.

1






3.

Моногибридное скрещивание.

1






4.

Анализирующее скрещивание.

1






5.

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

1






6.

Цитологические основы закона независимого наследования признаков.

1






7.

Сцепленное наследование генов.

1






8.

Генетика определения пола.

1






9.

Хромосомная теория наследственности.

1






10.

Практическое занятие. Решение задач.

1






11.

Взаимодействие и множественное действие генов.

1






12.

Основные формы изменчивости.

1






13.

Модификационная изменчивость.

1






14.

Построение вариационного ряда и кривой.

1










15.

Мутационная изменчивость.

1






16.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1






17.

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека.

1






18.

Наследственные болезни человека.

1






19.

Повторение и обобщение

1






20.

Обобщение и повторение материала по курсу

1