Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»



Принята на заседании педагогического совета

протокол № ____

от ________ 2019



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № 10»

_________ Мослов А.С.

приказ № ____

от ________ 2019







Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»



Направление: духовно - нравственное

Возраст учащихся: 6,5 – 10 лет

Срок реализации: 4 года (135 часов)






Составитель Тесленко О.В.,

учитель начальных классов

__1__ квалификационной категории










р/п Гидроторф 2019





Раздел I. Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273); Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12.2015 г. № 1576) (далее - ФГОС НОО), основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577) (далее - ФГОС ООО) и среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578) (далее - ФГОС СОО); Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».


Программа «Азбука нравственности» составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча­щихся и педагогов дополнительного образования. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На заня­тиях присутствует весь класс или группа учащихся 10 -15 чело­век.

Программа включает в себя 135 занятий по 35- 40мин - в первом классе и 45 минут во втором, третьем и четвёртом классе и рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в год– в первом классе и 34 часа в год во 2 – 4 классах).

Программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» имеет духовно- нравственную направленность.

Занятия по «Азбуке нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

5. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

6. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

7. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

8. Формирование умения решать творческие задачи.

9. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Раздел II. Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и.т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — формирование у учащихся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — приобретение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов (участие в школьных мероприятиях, выход за пределы ОО).

Результаты освоения курса «Азбука нравственности» могут отражаться в портфолио обучающегося и в школьных мероприятиях. В конце каждого года обучения учитель проводит диагностику уровня воспитанности каждого обучающегося по методике Н.П. Капустина, мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе (Приложение 2).

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса учащиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса учащиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса учащиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса учащиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Азбука нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания и отчёты руководителя курса внеурочной деятельности.


Раздел III.Тематическое планирование

1 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приёмам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.


п/п

Дата

(число, месяц, год)

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел № 1Правила поведения в школе (6 часов)

1.

3.09

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

2.

10

Правила поведения в общественных местах.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

3.

17

Правила поведения в гардеро­бе.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

4.

24

Правила поведения в столо­вой.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

5.

1.10

Правила поведения в библио­теке.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

6.

8.10

Правила поведения в школь­ном дворе.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел № 2 О добром отношении к лю­дям (10 часов)

7.

15.10

Что такое «добро и зло».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

8.

5.11б


19.11

Что такое «добро и зло».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

9.

12.11б


19.11

«Ежели вы вежливы».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

10.

-

«Ежели вы вежливы».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

11.


Добрые и не добрые дела.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

12.

26.11

Добрые и не добрые дела.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

13.

3.12

Ты и твои друзья.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

14.


Ты и твои друзья.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

15



14

10.12

Помни о других – ты не один на свете.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

16.

17.12

Помни о других – ты не один на свете.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел № 3 Как стать трудолюбивым (7 часов)

17.


16

24.12

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

18.

14.01

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

19.

21.01

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

20.

28.01

Наш труд в классе.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

21.

04.02

Наш труд в классе.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

22.

11.02

Мой труд каждый день дома.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

23.


Мой труд каждый день дома.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел №4 Правила опрятности и ак­куратности (5 часов)

24.


Культура внешнего вида.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

25.


Культура внешнего вида.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

26.


Каждой вещи своё место.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

27.


Каждой вещи своё место.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

28.


Умейте ценить своё и чужое время.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел №5 Правила поведения на ули­це и дома (2 часа)

29.


Как вести себя на улице и до­ма.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

30.


Как вести себя на улице и до­ма.

1

+


Практическая работа.

Раздел №6 Школьный этикет ( 3 часа)

31.


Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

32.


Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1


+

Практическая работа.

33.


Чему нас научили уроки нравственности?

1


+

Тестирование.



2 класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.


п/п

Дата

(число, месяц, год)

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел № 1 Культура общения (9 часов)

1.


Этикет (повторение).

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

2.


Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

3.


Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1


+

Практическая работа.

4.


Встреча и развлечение гостей.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

5.


Встреча и развлечение гостей.

1


+

Практическая работа.

6.


Поведение в гостях.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

7.


Поведение в гостях.

1

+


Практическая работа.

8.


Как дарить подарки.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

9.


Как дарить подарки.

1


+

Практическая работа.

Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нрав­ственности (4 часа)

10.


Заповеди.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

11.


Заповеди.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

12.


Дал слово держи.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

13.


Дал слово держи.

1

+


Практическая работа.

Раздел № 3 Дружеские отношения (11часов)

14.


«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

15.


«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1


+

Практическая работа.

16.


Преданный друг.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

17.


О доброте и бессердечие.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

18.


О доброте и бессердечие.

1

+


Практическая работа.

19.


Об уважительном отношении к старшим.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

20.


О зависти и скромности.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

21.


О зависти и скромности.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

22.


О доброте и жестокосердии.

1

+


Практическая работа.

23.


В мире мудрых мыслей.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

24.


В мире мудрых мыслей.

1


+

Практическая работа.

Раздел №4 Понять другого (10 часов)

25.


Золотые правила.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

26.


Золотые правила.

1

+


Практическая работа.

27.


Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

28.


Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

29.


О тактичном и бестактном по­ведении.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

30.


О тактичном и бестактном по­ведении.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

31.


Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

32.


Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

33.


В мире мудрых мыслей.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

34


Обзор курса этики за год.

1


+

Тестирование.


3 класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.


п/п

Дата

(число, месяц, год)

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Прак-тика


Раздел №1 Культура общения (9 часов)

1.


Этикет разговора.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

2.


Обращение к разным лю­дям.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

3.


Обращение к разным лю­дям.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

4.


Вежливый отказ, несогла­сие.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

5.


Этикетные ситуации.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

6.


Этикетные ситуации.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

7.


Афоризмы.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

8.


Разговор по телефону.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

9.


Играем роль воспитанного человека.

1


+

Практическая работа.

Раздел № 2 Самовоспитание (7 часов)

10.


Что значит быть вежли­вым?

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

11.


Мои достоинства и недос­татки.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

12.


Мои достоинства и недос­татки.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

13.


Большое значение малень­ких радостей.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

14.


О хороших и дурных при­вычках.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

15.


О хороших и дурных при­вычках.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

16.


Афоризмы о самовоспита­нии.

1


+

Творческие работы.

Раздел № 3 Общечеловеческие нор­мы нравственности (10 часов)

17.


Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

18.


О сострадании и жестоко­сердии.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

19.


О сострадании и жестоко­сердии.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

20.


Лгать нельзя, но если...?

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

21.


Лгать нельзя, но если...?

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

22.


Всегда ли богатство сча­стье?

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

23.


Всегда ли богатство сча­стье?

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

24.


Спешите делать добро.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

25.


Спешите делать добро.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

26.


Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя? (8 часов)

27.


«Как сердцу высказать себя?»

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

28.


В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

29.


В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

30.


«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

31.


«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

32.


Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

33.


Афоризмы.

1

+


Практическая работа.

34.


Чему мы научились на уроках этики.

1


+

Тестирование


4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.


п/п

Дата

(число, месяц, год)

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел №1 Культура общения (9 часов)

1.


Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

2.


Культура общения в современной семье.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

3.


Культура общения в современной семье.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

4.


О терпимости к ближним.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

5.


О терпимости к ближним.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

6.


Культура спора.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

7.


Этикетные ситуации.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

8.


В мире мудрых мыслей.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

9.


В мире мудрых мыслей.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел №2 Самовоспитание (7 часов)

10.


«Познай самого себя».

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

11.


Самовоспитание.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

12.


Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

13.


Как я работаю над собой.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

14.


О терпении.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

15.


Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

16.


«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел №3 Общечеловеческие нормы нрав­ственности (10 часов)

17.


Об источниках наших нравственных знаний.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

18.


Совесть - основа нравственности.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

19.


«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

20.


«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

21.


Заветы предков.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

22.


Россияне о любви к Родине.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

23.


Твоя малая родина.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

24.


«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

25.


Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

26.


«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

Раздел №4. Искусство и нравственность (8 часов)

27.


Нравственное содержание древних мифов.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

28.


За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

29.


Положительные герои в былинах и сказках.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

30.


Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

31.


«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1


+

Моделирование и решение жизненных ситуаций

32.


Искусство и нравственность.

1

+


Моделирование и решение жизненных ситуаций

33.


«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1


+

Практическая работа.

34.


Обзор курса этикета.

1


+

Тестирование.


Раздел IY.Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


Методы организации занятий:

- фронтальный;

- групповой.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  1. индивидуальная;

  2. работа в парах;

  3. групповая;

  4. коллективная.

Основной формой работы является занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребёнку, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик духовно – нравственного воспитания.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);

2. Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);

3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии);

4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);

5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);

6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);

7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);

8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);

9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).


Используемые методы и приёмы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (видеозаписи);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

- практический;

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические игры.

Формы контроля и критерии оценки результатов:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Итоговый контроль в формах:

•   тестирование (Приложение 1.);

•   практические работы;

•   творческие работы;

•   анкетирование обучающихся;

моделирование и решение жизненных ситуаций.

Содержание программы подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребёнку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.



Раздел Y. Организационно – педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы и требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН для организации учебного процесса.

Форма проведения занятий: аудиторная, экскурсия.

Занятия проводятся в групповой форме.

Форма обучения: очная.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагает:

дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и ребёнка.


Кадровое обеспечение

Рабочая группа

Функции

Административно-координационная



Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников, оказание консультативной и методической помощи учителям.

Педагоги школы

Изучают документально-нормативную базу, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями (законными представителями)


Оснащение образовательного процесса:

печатные (книги для чтения, сценарии, специальная литература);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы, фильмы на цифровых носителях);

- наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, альбомы);

- интерактивная доска;

- компьютер.


Список литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

  10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.



Интернет-источники:

  1. http://www.xn80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/

  2. http://росметодкабинет.рф

  3. https://infourok.ru/

  4. https://www.prodlenka.org/o-portale.html

  5. http://nsportal.ru/0

  6. http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=17&MAGAZINE_ID=79100

Приложение 1.

Тесты для 1- 4 классов

Тест для первоклассников и второклассников.

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы. 1. Слова приветствия.

2. Про­щальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5




Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

отдашь все открытки сестре;

отдашь ей одну открытку;

предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;

_________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот слу­чай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

радостным;

злым;

спокойным;

плачущим;

смеющимся;

недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Тест для учащихся третьих классов

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, же­лание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или това­рищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .

3. Вспомни сказки, где действуют пер­сонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргу­ментацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золуш­ку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог дру­гому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках.

На­зови и запиши имена героев.

6. Вычеркни лишнее:

желать добра

сочувствовать

сопереживать

воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные бук­вы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в ко­тором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё кра­сивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще­ние с желанием утешить, реальная по­мощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, до­брой.

Тест для учащихся четвёртых классов.


Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.


Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимание.


2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.


3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.


4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.


Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.









Приложение 2.

ОТЧЁТ О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (СЕКЦИИ)

Название детского объединения, секции_______________________________________

С какого года работает кружок (секция)?________________________________________

Руководитель_______________________________________________________

Цель:______________________________________________________________

Предполагаемый результат__________________________________________________

Количество часов в неделю___________________________________________________

Количество детей в начале года_______________________________________________

Количество детей на момент написания отчёта___________________________________

Количество занятий по плану____________________________по факту______________

Причины отставания (если есть отставание)__________________________________________

Количество пропущенных занятий обучающимися______________________________

Причины пропусков_____________________________________________________________

Какие мероприятия проводились?_______________________________________________

Используемые формы организации деятельности______________________________________

Используемые методы___________________________________________________________

В процессе работы детского объединения дети научились_____________________________

Овладели следующими умениями___________________________________________________

Школьные мероприятия, в которых объединение (секция) приняли участие_______________

Участие в городских, краевых, российских мероприятиях ______________________________

Результаты участия_______________________________________________________________

Проведённая диагностика (название, автор)__________________________________________

Результаты диагностики__________________________________________________________

Перспективы работы______________________________________________________________


Мониторинг результатов обучения детей по курсу внеурочной деятельности


Показатели

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

кол-во баллов

Кол-во

обуч-ся


%

Теоретические знании

(но основным разделам учебно-тематического плана программы) Соответствие

теоретических знаний

реоенки программаы.и требованиям

1) минимальный уровень (дети овладели менее половины объема знаний, предусмотренных программой):

2)средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3;

3) максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

1



5





10



Практические умения и навыки,

предусмотренные программой (но основным разделам учеб но -тем ати чес кого

1) минимальный уровень (дети овладели менее половины объема знаний, предусмотренных программой);

2)средний уровень(объем усвоенных знаний составляет более 2/3

1

5










плана программы) Соответствие практических липши ребенка программным

треоованиям



3) максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).


10









Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий


1) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

2) репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца):

3) творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).



1



5





10



Умение аккуратно выполнять работу


Аккуратность и ответственность в работе




удовл.

хорошо

отлично




Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям



удовл.

хорошо

отлично









Уровень воспитанности « » класса



п/п

ФИО ученика

Любозна-тельность

Прилежание

Бережное отношение к приро-де

Отношение к школе

Прекрасное в моей жизни

Общее количество баллов

Сред-ний балл

1









2









3









4









5









6









7









8











5-4,5 – высокий уровень (5 человек)

4,4-4 – хороший уровень (5человек)

3,9-2,9 – средний уровень (8 человек)

2,8-2 – низкий уровень


Классный руководитель:





Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы)


Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки


Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки





Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома




Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу




Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми




Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек





Оценка результатов: 5 – всегда,

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.


Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Схема экспертной оценки уровня воспитанности. Методика Н.П. Капустина


Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 6 качеств личности:

1. Любознательность

2. Трудолюбие

3. Бережное отношение к природе

4. Отношение к школе

5. Красивое в жизни школьника

6. Отношение к себе


По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний бал и является условным определением уровня воспитанности.

Нормы оценок: 5-4.5 – высокий уровень


4.4-4 – хороший уровень


3.9-2.9 – средний уровень


2.8-2 – низкий уровень

1 шкала. Любознательность

5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.

4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.

3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.

2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.

1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.


2 шкала. Трудолюбие

5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.

4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.

3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.

2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.

1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.


3 шкала. Бережное отношение к учебе

5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.

4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.

3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.

2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.

1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.


4 шкала. Отношение к школе

5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.

4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.

3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.

2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.

1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.


5 шкала. Красивое в жизни школы

5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.

4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.

3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.

2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.

1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.


6 шкала. Отношение к себе

5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.

4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.

3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.

2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.

1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.


















ФИ

Высокая мотивация

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения

Оценивает себя

Обсуждает проблемные вопросы с учителем

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других

Определяет успешность своего задания в диалоге с учителем

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления

Вступает в беседу и обсуждение

Уровень развития метапредметных УУД

1.














2.














3.














4.














5.














6.














7.














8.














9.














10.














11.














12.














13.














Ведомость результатов развития метапредметных УУД воспитанников детских объединений

«Азбука нравственности»

за _____________________учебный год



Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.








































Календарный учебный график

Продолжительность учебного года


1 класс

2 – 4

классы

5-8,10

классы

9,11

классы

Начало учебного года

02 сентября 2019 года

Продолжительность учебных (количество учебных недель)


периодов

33

34

34

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

5 дней

6 дней

6 дней

Учебные периоды

Количество дней за учебный период

1 четверть

02.09.19– 27.10.19

40

40

48

48

2 четверть

05.11.19 – 25.12.19

37

37

44

44

3 четверть

09.01.20 – 20.03.20

50

50

60

60

4 четверть

30.03.20 – 23.05.20

34


45

30.03.20 – 30.05.20

44

51

1 полугодие

02.09.19 – 27.12.19



92

92

2 полугодие

09.01.20 – 23.05.20




105


09.01.20 – 30.05.20



111


Количество учебных дней за год

161

171

203

197


Количество недель за учебный период

1 четверть

02.09.19– 27.10.19

8

8

8


2 четверть

05.11.19 – 25.12.19

8

8

8


3 четверть

09.01.20 – 20.03.20

9

10

10


4 четверть

30.03.20 – 23.05.20

8

8



30.03.20 – 30.05.20



8


1 полугодие

02.09.19 – 27.12.19




16

2 полугодие

09.01.20 – 23.05.20




18


09.01.20 – 30.05.20





Количество учебных недель период

за

учебный

33

34

34

34

Окончание учебного года

31 августа 2020 года


Сроки и продолжительность каникул


Каникулы

Дата начала

Дата окончания

Продолжительность

Осенние

28.10.2019

03.11.2019

7 дней

Зимние

26.12.2019

08.01.2020

14 дней

Весенние

21.03.2020

28.03.2020

9 дней


02.05.2020

02.05.2020

Дополнительные каникулы для первоклассников

24.02.2020

01.03.2020

7 дней

Летние

01.06.2020

31.08.2020

14 недель


Режим работы образовательного учреждения


Понедельник – пятница с 8.00 до 19.30, суббота с 8.00 до 17.00. В воскресенье и праздничные дни (установленные законодательством Российской Федерации) образовательное учреждение не работает.

На период школьных каникул приказом директора школы устанавливается особый график работы образовательного учреждения.

Учебные занятия начинаются в 8.00. Проведение «нулевых» уроков не допускается. Данный годовой календарный график составлен без учёта переноса праздничных дней. Праздничные дни:

4 ноября - День Народного Единства (04.11.19 – понедельник)

23 февраля – «День защитника отечества» (23.02.20 – воскресенье) 8 марта – «Международный женский день» (08.03.20 – воскресенье) 1 мая – «День весны и труда» (01.05.20 – пятница)

9 мая – «День Победы» (09.05.19 – суббота)

Занятия в образовательном учреждении проводятся только в первую смену.

Продолжительность учебной недели:

В режиме 5-дневной недели обучаются: 1-4 классы

В режиме 6-дневной недели обучаются: 5-11 классы

Режим обучения:

1 класс в сентябре-октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – 4 урока в день по 35 минут каждый, в январе-марте - 4 урока в день по 45 минут каждый; 2-4 классы не более 5 уроков по 45 минут каждый;

5-9 классы не более 6 уроков по 45 минут каждый;

10-11 классы не более 7 уроков по 45 минут каждый.


Режим уроков и перемен для 1-х классов:


Режим уроков и перемен 1 класса (сентябрь-октябрь)

Режим уроков и перемен 1 класса (ноябрь-декабрь)

Режим уроков и перемен 1 класса (январь-май)

1 урок

8.00 - 8.35

1 урок

8.00 - 8.35

1 урок

8.00 - 8.45

Перемена

8.35 - 8.55

Перемена

8.35 - 8.55

Перемена

8.45 - 8.55

2 урок

8.55 - 9.30

2 урок

8.55 - 9.30

2 урок

8.55 - 9.40

Перемена

9.30 – 9.50

Перемена

9.30 – 9.50

Перемена

9.40 - 10.00

3 урок

9.50 - 10.25

3 урок

9.50 - 10.25

3 урок

10.00 - 10.45

Динамическая

пауза

10.25 – 12.35

Перемена

10.25-10.45

Перемена

10.45 - 11.05



4 урок

10.45 – 11.20

4 урок

11.05 - 11.50



Динамическая

пауза

11.20 – 13.35

Перемена

11.50 - 12.10





5 урок

12.10 – 12.55





Динамическая

пауза

12.55 – 13.35