Сегодня все странички жизни школьной
Мы бережно собрали в наш музей,
Чтоб изучать, хранить и помнить,
И дорожить историей своей…
Паспорт виртуального музея |
|
Наименование проекта | Виртуальный музей МБОУ «СОШ № 10» |
Школьный музей | Школьный музей – по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС. |
Виртуальный музей | · это исследовательский центр, направленный на поиск, изучение, сохранение памяти о героических подвигах, отважных делах и поступках прошлого и настоящего;
· это коммуникативная площадка; · это современный музей с использованием новых технических средств и информационных технологий; · это интерактивный музей, предполагающий различные формы взаимодействия с посетителями. |
Адрес сайта | https://school10balakhna.ru |
Разработчик проекта | Каледина Татьяна Владимировна — заместитель директора по воспитательной работе, Маркова Юлия Валентиновна – библиотекарь школы |
Исполнители проекта | Учащиеся 7 класса в рамках внеурочной деятельности внедрения ФГОС (проектная деятельность – руководитель Маркова Ю.В.)
Бунова Мария Горенко Максим Преснякова Александра Скатова Анастасия Затеев Дмитрий Каледина Дарья Рябчикова Елизавета Смердова Софья Матвеенко Лилия Пескова Мария Саламаткина Валентина Педагоги и обучающиеся школы, родители, представители общественности, выпускники |
Тип веб-сайта | Это будет специализированный сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний школьного музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий.
В действительности виртуальный музей представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать с новой, неведомой ранее стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет. |
Предпосылки создания Виртуального музея МБОУ «МБОУ СОШ № 10» | — В сентябре 2013 г. МБОУ «СОШ № 10» исполнилось 90 лет
— Главное стратегическое направление развития системы школьных музеев лежит в использовании современных образовательных и воспитательных технологий, успешно реализуемых учителями — предметниками в образовательном пространстве, но пока еще не актуализированных школьными музеями. Прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом специфики организации и деятельности школьного музея. Среди разнообразных направлений новых педагогических идей наиболее адекватными является технология проектной деятельности. |
Цель | Активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей и педагогов школы по изучению истории Великой Отечественной войны, истории своего поселка, своей школы, своей семьи через формирование единого культурно-информационного пространства между участниками проекта. |
Задачи | · посредством использования Интернет-технологий создать Виртуальный музей МБОУ «СОШ № 10»;
· организовать поисковую деятельность по сбору дополнительного краеведческого материала; · создать условия через проведение конкурсов, акций и мероприятий для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; · воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну; · содействовать приобщению детей к общечеловеческим ценностям, к историческому наследию предшествующих поколений; · Привлечь общественность, родителей к совместной деятельности по воспитанию гражданственности; · Повышать ИКТ-компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий. |
Актуальность | Как мы понимаем, необходима существенная реформаторская работа в отношении использования образовательного и воспитательного потенциала школьного музея. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в процессе участия в осуществлении (реализации) различных образовательных проектов: поисково-собирательных проектов, проектировании встреч с интересными людьми, научно-исследовательских проектов краеведческого характера по изучению отдельных музейных экспонатов, научно-методических проектов по разработке и реализации новых форм музейно – педагогической деятельности, проведению олимпиад, конкурсов, акций, викторин. Работа в музее должна строиться на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Отсюда важно показать детям актуальность их творческой исследовательской деятельности. Музей и музейные экспонаты становятся не просто источником новой информации, но актуализируются в социально значимую проблему, которую вполне по силам решить подростку – увидеть реальный и ощутимый результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. А результаты проектной деятельности представляются на тематических конференциях, оформляются в виде альбомов, видеофильмов, журналов, газет, сами становятся частью музейного фонда или непосредственно экспонатами одной из экспозиций.
Дополнительное образование имеет большой потенциал в применении проектного метода. Этот метод предполагает постановку проблемы, имеющую не только научную ценность, но и предполагающую развитие личностных качеств, умений, навыков. При работе над проектом на первый план выдвигается личная заинтересованность автора проекта – то есть, обучающегося, – в поставленной проблеме. В системе дополнительного образования ребёнок получает не только новые знания и умения, но и раскрывает свои творческие способности, поэтому, работая по дополнительной образовательной программе, обучающиеся могут заниматься именно теми направлениями, которые им интересны. |
Преимущества виртуального музея | · Современные информационные технологии позволяют создать программы, делающие доступным осмотр экспоната со всех сторон, что не всегда возможно реализовать в обычном музее.
· Создание виртуального музея лучше еще тем, что в рамках этого проекта можно демонстрировать намного большее количество объектов, чем помещается в экспозиции традиционного музея. Так же, можно показать временно отсутствующие экспонаты или предметы, находящиеся на реставрации. · Использовать данный музей в работе можно и непосредственно на уроке или как домашнее задание: выйти на сайт и пошагово выполнить задание. · Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. · Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе. |
Новизна | Для того чтобы музей образовательной организации стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии и информационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги. Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность. |
Сроки реализации | Долгосрочный проект
Начало: сентябрь 2014 года |
Этапы реализации | 1 этап. Подготовительный (2014-2015 учебный год.)
2 этап. Подготовка контента сайта (2015-2016 учебный год) 3 этап. Создание виртуального школьного музея (2016-2017 учебный год) 4 этап. Поисково-исследовательский |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | · создан Виртуальный музей МБОУ «СОШ № 10»;
· созданы виртуальные коллекции, экскурсии, выставки, обзоры фондов музея школы; · развернута поисково-исследовательская деятельность обучающихся школы; · осваиваются обучающимися специфические приемы музейной деятельности и ИКТ-компетенции; · совершенствуются формы внеурочной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея; · В перспективе: выход на создание сетевого сообщества виртуальных музеев образовательных организаций. · Непосредственное общение с ветеранами, соприкосновение поколений позволит сохранить духовный потенциал учащихся, а главное, память о людях, которые отстояли мир на земле. · Выполнение данной программы способствовало формированию коллектива творчески работающих единомышленников, милосердию, памяти прошлого, заботливого отношения к ветеранам. · Оцифрованы и систематизированы материалы музея. Учителя и ученики школы имеют свободный доступ к этим материалам. Обеспечен широкий доступ к экспонатам (часть фотографий и документов музея размещена на стендах, часть в альбомах или вообще в хранилище), возможность их копирования (и даже улучшения качества) без ущерба для подлинников. · Разрабатывается единая система хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Упрощается составление поясняющих текстов для экспозиций. Расширена возможность использования материалов музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы краеведческой работы. · Главный результат на сегодняшний день — это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного поселка. · Создание сайта предполагает объемную и кропотливую работу по внесению информации о музее, фото экспонатов, форму представления того или иного экспоната, логичность структуры разделов сайта, стратегию развития и дизайн сайта, периодичность обновления и дополнения информации. |
Возможные риски программы связаны: | · с временными затратами: на реализацию того или иного этапа может потребоваться более длительное количество времени;
· со сложностью работ: участники проекта могут иметь низкую ИКТ-компетентность, недостаточные навыки музейной работы. |